Выставки Академия художествMMOMAСпециальные проектыАкадемия художеств Мастер-класс События  
MIGRATIO. ПРОЕКТ-РЕТРОСПЕКТИВА ВАЛЕРИЯ АЙЗЕНБЕРГА

Московский музей современного искусства представляет масштабный проект-ретроспективу Валерия Айзенберга (1947 г.р.) «MIGRATIO», куратором которого выступил Леонид Бажанов. Задача выставки — показать контекст и развитие современного российского искусства за последние полвека через призму творчества одного из самых ярких российских художников, громко заявившего о себе в 1980-е годы и остающегося актуальным сегодня.

Название выставки «MIGRATIO» имеет несколько уровней прочтения, отражая смысловые пласты, заложенные в проект художником и куратором. «Миграция» — созвучное названию ретроспективы и близкое самому автору понятие. Стремительное движение свойственно не только географии жизни художника (Украина, Россия, Германия, Америка, Израиль), но и его перемещениям в поле искусства. Междисциплинарность и мультикультурализм — характерные черты творчества Валерия Айзенберга, исходящего из понимания искусства как пространства свободы и экспериментов. Это находит отражение в уникальном эклектизме его работ, включающих в себя многочисленные тенденции, концепции и виды современного искусства.

Выставка представит более 100 произведений, созданных художником в течение последних 40 лет, но выстроит их не в свойственном ретроспекции хронологическом порядке линии жизни, а сгруппирует особым инсталляционным образом. Объединенные в самостоятельные группы живопись, объекты, текстовые, видео- и фотоработы, перформативные и коллективные практики из разных периодов творчества автора связываются в выставке одним сюжетом и как бы замыкаются сами на себе. Это рождает мгновенный эмоциональный сигнал («MIG») — мимолетную вспышку эмпатии, происходящую между зрителем и произведением искусства.

Синопсисы, подготовленные художником и куратором ко всем группам объектов в пространстве выставки, служат ключом к пониманию инсталляций и раскрывают еще одну характерную черту творчества Валерия Айзенберга — дистанцированный рационализм («RATIO»). Такая особенность подхода автора помогает практически с математической точностью вписать весь кажущийся хаос броуновского движения в поле искусства в стройную последовательность интеллектуального выбора.

К выставке в ММОМА приурочен выход каталога, который, в отличие от экспозиции, имеет линейную структуру. Реперными точками здесь становятся выставки, проекты, перфомансы, скрупулезно собранные, описанные и выстроенные в хронологическом порядке. Данное издание стало результатом творческого симбиоза Валерия Айзенберга и Константина Аджера, предложившего концепцию структуры и оформления книги. При помощи такого построения читатель имеет возможность составить последовательную историю такой важной составляющей российского актуального искусства, как творчество Валерия Айзенберга — историю длинной в 40 лет.

 
 
    © 2012. Московский музей современного искусства.
tv@mmoma.ru